Форум Популярные темы

Ребенок-почемучка. Критическое мышление у детей

04.06.2013 | я в Гугл+

ребенок-почемучка

Уже в дошкольном возрасте ребёнка родителям стоит задуматься над тем, кого они хотят вырастить: индивидуальность, любознательного человека со своей точкой зрения или же послушное во всём дитя, чёткого исполнителя приказов? Задуматься над тем, как правильно развивать критическое мышление ребёнка и почему этот процесс так важен?

От предмета в руках до образа в сознании.

Итак, ребёнок самостоятельно пошёл и начал разговаривать – значит, самое время начинать развитие наглядно-образного мышления. Все задачи с реальными предметами решаются так: чтобы ответить на какой-то вопрос о предмете, малышу нужно держать его в руках, видеть его, чувствовать пальчиками, ощущать запах и знать, каков он на вкус.

Приблизительно к 4-5 годам ребёнку уже достаточно просто вспомнить предмет, представить его образ – и ответ на вопрос готов. Наглядно-образное мышление к этому возрасту уже сформировано, и дети способны решать задачи о предметах в уме. Образы, которые использует ребёнок этого возраста, носят уже обобщенный характер, а значит, он может выбирать из всех особенностей предметов только те, которые нужны ему для решения конкретно поставленной задачи. Когда сознание ребенка уже способно формировать схемы и модели, когда обобщение и анализ информации о внешнем мире для него уже не проблема, пора помогать ему в развитии критического мышления.

Критическое мышление, или как формируется собственное мнение.

В чем же состоит разница между обычным мышлением и критическим? Современная психология рассматривает понятие критического мышления в нескольких ключах. Если их объединить, получаем следующее: это сложный мыслительный процесс, начинающийся с получения ребенком информации извне и заканчивающийся принятием самостоятельно обдуманного решения и чётким формированием своего собственного отношения к вопросу, проблеме.

В этот период взрослым становится отчетливо видно, что у ребёнка проявляется способность и желание ставить всё новые и новые вопросы, вырабатывать аргументы, которые защитят его мнение, делать собственные выводы. Происходит не только интерпретация информации, но и её анализ. Ребенок, использующий критическое мышление, опирается на собственную логику и на мнение собеседника, всегда точно может объяснить, почему же он согласен или не согласен с этим самым собеседником.

И не нужно думать, что это для дошкольника чересчур сложная задача. Это лишь в теории всё не просто. На практике же изо дня в день можно увидеть все проявления критического мышления ребенка. И самый яркий тому пример — извечный детский вопрос «почему?». Обратите внимание, что малыши постоянно хотят быть в курсе причин и человеческих поступков, и характера природных явлений, и событий, свидетелями или участниками которых они являются. Если ребёнок любознателен и проявляет живой интерес к чему-либо, ни в коем случае не нужно отмахиваться от его вопросов. Игнорирование их или откладывание на глубокое «потом» отбивает этот живой интерес к познанию. Необходимо внимательно относиться к стремлению ребенка познать всё, обо всём и обо всех. Ведь именно взрослые могут оказать ему реальную помощь в объективной оценке фактов, в формировании выводов из полученной им информации и только после всего ребёнок может сформировать свое отношение к ней.

Помните и о том, что такая игра в «почемучку» — для ребёнка ещё и способ привлечь к себе внимание своих родителей. Это своеобразный сигнал о том, что ребёнку не хватает родительского внимания. И такие «сигналы» ни в коем случае нельзя пропускать мимо ушей, реагировать на них нужно вовремя.

Приведем еще один полезный пример для развития критического мышления. Если ребёнок не согласен с чем-либо, необходимо задать ему вопрос: «Почему ты не согласен?». Чтобы обосновать своё мнение, ему придётся применить критическое мышление, задать этот вопрос самому себе. Если ребенок ещё не может прийти к какому-либо собственному выбору или решению, ему нужно помочь. Помочь разобраться в своих аргументах, а не навязать своё собственное мнение. Близкие люди могут строить своё общение с ребенком так, чтобы он научился качественному критическому мышлению на самые разные темы.

мыслящий ребенок

Каким мы хотим видеть ребёнка: мыслящим или послушным?

В наше время многие педагоги и психологи всерьёз выражают своё беспокойство по поводу крайне слабого развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Ведь раньше о критическом мышлении малыша и речи быть не могло: формировался стереотип послушного ребёнка, который не спорит со старшими, не задаёт лишних вопросов и делает то, что говорят ему родители. В некоторых семьях и по сей день допускается такая ситуация. Однако с современной реальностью такой стереотип уже слабо сочетается.

Конечно же, никто не говорит о том, что уважать старших – это плохо, что вежливое обращение уходит на второй план. Нет. Просто не стоит при этом лишать ребенка возможности и желания познавать истину. Если взрослые не дают шансов малышу выразить и доказать свою точку зрения, желание познавать новое и не возникнет. Именно поэтому так важно увидеть грань в воспитании ребёнка, чтобы научить малыша одновременно и уважительно относиться к старшим, и формировать нормальное, естественное желание находить и объяснять родителям свою детскую позицию.

В современных садах и школах большинство новых учебных программ построены на требовании к ребёнку уметь критически мыслить. Первокласснику уже мало просто читать, писать или считать, он должен уметь решать простые логические задачки и делать собственные выводы после ознакомления с различными короткими текстами.

Так что при подготовке к школе родителям необходимо помнить о развитии у него критического мышления.

Советы родителям.

Как же родителям развивать критическое мышление у малыша?

  1. Помните, что в высказываниях должна быть логика. Учите ребёнка с самого детства логически мыслить. Рассуждайте при ребенке сами, обосновывая свое мнение. Хорошо помогают фразы по модели: «Если…, то…».
  2. Проводите сравнительный анализ предметов, малыш должен учиться находить общее и отличия, делать выводы после просмотренного мультика или прочитанной сказки.
  3. Не принимайте от ребёнка ответ: «Потому что мне так хочется (нравится)!». Просите малыша аргументировать своё мнение, подталкивайте его к тому, чтобы он задумался над настоящей причиной своего желания или поступка. Помогайте ему в этом наводящими вопросами.
  4. Позволяйте ребенку сомневаться. Недоверие к каким-либо фактам подвигнет его к тому, чтобы попытаться доказать свою правоту, а значит, изучить объект спора. Так он познает много нового и интересного.
  5. Если ваш ребенок указывает на ошибку или неточность в ваших суждениях или задает массу уточняющих вопросов — это прекрасно: он внимателен, любознателен и готов высказывать свое мнение. Это необходимо поощрять.
  6. Постарайтесь на своем личном примере или на примерах из жизни показать ребенку, что прежде, чем делать выводы, необходимо получить о событии максимум информации. Поощряйте объективное мышление, ведь неразумно критиковать то, о чем не знаешь.

Расскажи друзьям!