Форум Популярные темы

Как правильно хвалить и критиковать ребенка

11.12.2013 | я в Гугл+

Описательная похвала

Большинство родителей выражают свою радость ребенку, когда тот сделал что-то хорошее и чаще всего эта радость выражается одним скудным словом: молодец, умница, герой.  Когда же ваш малыш взрослеет и отправляется в школу, у нас, родителей, появляется больше возможностей похвалить или поругать ребенка. Но психологи утверждают, что оценочная похвала, а уж тем более критика не продуктивны.

Описательная похвала.

Думаю, в каждой семье возникали такие ситуации: хвалишь ребенка, говоришь ему, какой он замечательный, послушный, вежливый, ответственный, а он тут же меняется прямо на глазах, начинает вредничать, злиться, психовать и «наоборот». Таким поведением ребенок подсознательно сообщает, что он не такой милый и, что не планирует отвечать вашим ожиданиям. Он припоминает моменты в жизни, когда он вел себя плохо, не слушался и показывает, таким образом, вам, что он может быть абсолютно разным.

Как только вы критикуете свое чадо, он тут же перестает стараться. А для чего? Ведь мама и папа уже сказали, что он непослушный, вредный и глупый. Психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге советуют не оценивать детей, а использовать описательную похвалу.

ребенок нарисовал рисунок

Что такое описательная похвала?

Чаще всего, когда малыш делает что-то хорошее, мы хвалим его скудно и примитивно «Молодец», «Умница». Так делают многие родители, которым трудно или некогда уделить ребенку время и разобраться в ситуации. А ведь для малыша – это может быть целое достижение! «Молодец, как красиво», — говорим мы малышу, пытаясь побыстрее «отделаться» от него.

Родители, которым интересна судьба и достижения их ребенка поступят совершенно по-другому. Они обязательно расспросят малыша, о том, что он нарисовал: «Ой, какой замечательный слоник. А какое у него имя? А может стоит нарисовать для него друга, посмотри, какой он грустный?» Интересуясь рисунком, мы оцениваем не ребенка в этом случае, а его достижения.

Ваша дочка поделилась конфетой с подружкой. Многие на вашем месте сказали бы: «Какая ты молодец!» А можно сказать иначе: «Ты заметила, что ей тоже захотелось сладенького».

В школе также детям ставят отметки, таким образом, оценивают наших детей неправильно, оценочно. Оценка заменяет суть его достижений и акцентирует внимание на промахах. Какое самое страшное воспоминание из школы? «Урок подходит к концу, а ты опять ничего не успеваешь!» «Вот  все сделали упражнение, а Леночка опять всех задерживает!» и все это происходит с отрицательным уклоном. Но ведь можно поступить иначе и не ругать ребенка, а подбодрить, поддержать: «У тебя практически все получилось, не торопись, у тебя осталось всего лишь одна задачка» или «Леночка не спиши, ты все успеешь, мы тебя ждем».

Не перехвалите!

Но не думайте о том, что ребенка необходимо всегда хвалить и выражать в его адрес только положительные эмоции. Ребенок не должен жить только в мире оценок и запретов! Так как он никогда не будет иметь своего собственного мнения, не сможет понять чего он хочет. Не стоит всегда восторгаться ребенком, ребенок со временем просто не будет обращать на это никакого внимания.Когда хвалите малыша, обязательно акцентируйте внимание на том, что вам действительно понравилось.

Если же вы наоборот не в восторге от его поступка, также скажите ему об этом, расскажите, что конкретно вам не нравится. Спросите у него, как бы он иначе поступил, посоветуйте, чтобы вы сделали на его месте. В некоторых ситуациях не стоит вообще вмешиваться: ошибочное действие само по себе повлечет наказание, например, издевался над котом, а он оцарапал, не убрал игрушки и споткнулся об одну из них.

 Оценочная похвала научит ребенка доверять мнению взрослого в урон своему, в будущем он не сможет самостоятельно думать и принимать свои собственные решения. Таким образом, ваш малыш вырастет неуверенным в себе человеком!

Можно даже поставить с угол

Выполняем правила, соблюдаем запреты.

Такая ситуация: две семьи, в каждой из них дети-подростки, но в одной семье родители позволяют все, а другой наоборот – запрет на запрете. Но оба уверены, что родителям на них наплевать, что они их не любят. Разрешают все, значит взрослым просто некогда заниматься с ребенком и самое простое, что могут сделать – это разрешить, лишь бы тот отстал. Все запрещают, значит им безразличен ребенок и его мнение.

Но если взрослый может сказать, то ваш малыш просто подумает об этом, посмотрит, как другие мамы ведут себя со своими детишками и поймет, что он никому не нужен, никто его не любит. Речь идет о родительском самоконтроле. В вашем словарном запасе по отношению к ребенку не должно присутствовать лишь «черное-белое», «да-нет», «хорошо-плохо». Научитесь совмещать два в одном, давайте ребенку проявлять самостоятельность и требуйте от него выполнения общих правил.

Вырастить из ребенка настоящего человека – это целая наука, ребенок – не собака Павлова, которая живет только условными рефлексами.

Если вы считаете, что ваш сын или дочурка повели себя недопустимо в этом случае обязательно должно следовать наказание. Но наказание не физическое, а поучительный урок, объяснение, пояснение ситуации, расскажите, что вас расстраивает такое поведение, можно даже поставить с угол, после обязательно поговорите, обсудите ситуацию

Обучение на примерах.

Совсем немного уделив времени воспитанию своего ребенка, родители, безусловно, найдут общий язык с ребенком и будут им услышаны.

Как-то я была свидетелем такой ситуации, на курсах во время одной игры назначался не дежурный, а менеджер, но одна девочка так вошла в роль, начала всеми командовать, всех строить. Ты подойди сюда, а ты принеси это, а ты подай то и т.д. Учитель сделала ей замечание, что так нельзя себя вести, и еще один мальчик отметил: «А вот когда я буду директором, так все у меня будут по струнке ходить!» Учительница тогда ничего не сказала. А на следующий день рассказала детям притчу о стаде, пастухе и о бегающих вокруг собаках, каждая собака в этой притче считала, что именно она лидер и что именно она ведет стадо и еще несколько подобных поучительных историй.  С тех пор ребята очень вежливы друг к другу, никогда не повышают голоса.

Рассказывайте детям поучительные истории, притчи, это могут быть истории из вашей жизни, из жизни друзей. Не командуйте, а рассказывайте, и вы будете услышаны!

Что почитать родителям:

«Самая важная книга для родителей» Юлия Гиппенрейтер

«Как говорить с детьми, чтобы он учились» Адель Фабер и Элейн Мазлиш

«Свободные родители, свободные дети» Адель Фабер и Элейн Мазлиш

«Навыки ребенка в действии» Бен Фурман

«Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер

«Наши хорошие подростки» Нелли Литвак

«Воспитание без принуждения» Томас Фелан

 

Расскажи друзьям!