Форум Популярные темы

Свободное время ребенка: надо или хочу?

09.07.2013 | я в Гугл+

Каждый родитель желает самого лучшего своему ребенку. Мама и папа хотят, чтобы их сын или дочка были умными, успешными, развитыми и целеустремленными.

Многие родители уверены, что их дети – самые способные, талантливые и просто не имеют право растрачивать свои таланты впустую. Поэтому, с точки зрения, родителей нужно занять ребенка чем-то полезным. Тем, что пригодится ребенку в будущем: мальчик пусть занимается спортом, девочка – танцами. А еще ему или ей пригодится знание иностранного языка (а лучше – двух), умение играть на скрипке и фортепиано, неплохо бы еще освоить азы ораторского искусства, научиться плавать и петь, рисовать, лепить, строгать, вязать, шить…

Безусловно, хорошо, когда взрослая девушка отлично готовит, прекрасно танцует, смотрит кино на французском без перевода и на досуге музицирует на флейте. Отлично, если юноша силен в шахматах и карате, неплохой футболист и домашний мастер, а в свободное время играет на скрипке и цитирует Шекспира на английском. Но стоит ли нагружать всеми этими знаниями школьника?

Для родителей важна продуктивность времяпрепровождения их чада. Для детей значимой является возможность распоряжаться своим временем.

Каковы самые распространенные причины, по которым родители настаивают на том, чтобы их ребенок посещал кружки после занятий?

  1. «Мне хочется, чтобы моя дочь играла на пианино». Как правило, за аргументом «мне хочется» скрываются собственные нереализованные желания. Если мама в детстве хотела играть на пианино, но не имела такой возможности, то ей кажется, что дочь своего шанса упускать не должна. Но нельзя путать собственные желания с желаниями детей (и тем более, навязывать им свои мечты). Не стоит забывать, что у детей свой путь: свои желания, мечты, цели. Задача родителей – поддержать ребенка на этом пути, а не сталкивать его туда, куда им хочется.
  2. «Соседский сын замечательно играет на пианино, надо, чтобы и наш был не хуже!». Довольно распространенная причина. И крайне негативная. Каждый ребенок – самостоятельная личность, отдельный индивид. Он уникален – не нужно сравнивать его с другими. Возможно, Ваш сын увлекается шахматами или баскетболом. Конечно, гаммы не будут ему интересны. Нельзя навязывать ребенку то, что ему не интересно и, скорее всего, не нужно.
  3. «Эти занятия (классическая музыка, танцы, литературный кружок и т.д.) обогатят жизнь моего ребенка». Вряд ли ежедневные занятия тем, что сыну или дочке неприятно, пойдут на пользу. Можно заставить ребенка заниматься, но нельзя принудить его получать удовольствие от этих занятий. А насильно втиснутое знание вряд ли может обогатить внутренний мир.
  4. «То, в чем ты преуспел, доставляет удовольствие». Из этого следует, что оправданно заставлять ребенка заниматься чем-то, поскольку в будущем это будет радовать его. Но на практике, к сожалению, долгие часы, дни, месяцы и годы, способные отшлифовать мастерство юного пианиста или маленькой гимнастки, не превращаются в удовольствие. Нередко даже за упорными ежедневными занятиями скрывается только страх разочаровать родителей.
  5. «Я хочу, чтобы мой ребенок стал дисциплинированным. Это пригодится ему в будущем». Конечно, самодисциплина очень важна. Как правило, взрослые прекрасно умеют делать то, что они не хотят и не делать того, чего бы им хотелось. Разве это делает жизнь лучше? Тренировка дисциплины и ее совершенствование – дело школы, учителей. Может быть, стоит дать ребенку отдохнуть от этого в свободное время?

Родителям нередко кажется, что им лучше знать, в чем счастье и будущая радужная жизнь их отпрыска. Хочется заставить ребенка заниматься чем-то полезным, но не стоит. Потому, что жизненно важные впечатления ребенок получает, занимаясь своими детскими делами.

Ребенок воспринимает мир не так, как взрослые. Его волнует другое, он думает о своем. Задача родителя – помочь ему в освоении мира и по возможности не мешать. Если в будущем сыну или дочке захочется танцевать или понадобится выучить немецкий, Ваш ребенок справится с этим. Ведь вы – мама и папа самого способного и целеустремленного чада.

Счастливый ребенок несомненно успешный и способный, он может и успевает все, что ему интересно. Но вот постоянно занятый и посещающий три кружка малыш далеко не всегда счастлив.

Конечно, какая-то часть домашнего расписания ребенка должна быть посвящена рутинным обязательным делам. Это воспитание трудолюбия, самодисциплины и ответственности.

Именно однообразие и скука позволяют человеку в полной мере осознать важность того, что ему дорого и интересно. Поэтому для того, чтобы любимое занятие не прискучило, нужно ежедневно заниматься чем-то скучным. Но недолго: четверти часа таких страданий вполне хватит, чтобы остальное время ощущалось насыщенным и счастливым.

Разве хорошо, если ребенок тратит все время на то, что ему не интересно? Ведь сколько нового он мог бы узнать, изучая мир самостоятельно, сколько открытий совершает ребенок ежедневно в свое свободное от ответственных, полезных и продуктивных занятий время. Нередко дети слушаются родителей и выбирают путь стабильности. Но не станет ли это пустой тратой времени? Может быть, стоит поощрять интерес дочки к кукольным домикам, и, кто знает, вдруг она станет дизайнером интерьера? А сын – любитель телевизора – вполне может в будущем попасть на телевидение в качестве автора сценариев ТВ-шоу.

Пустая трата времени – это не отсутствие видимого со стороны результата. Это занятие тем, что не приносит радости и удовлетворения. Английский эссеист и литературный критик Самуэль Джонсон сказал: «Любые лишения, которые не приносят добра и не предотвращают зла, бессмысленны и пусты». Так стоит ли заставлять ребенка заниматься тем, что, с его точки зрения, лишено смысла и не приносит ни пользы, ни удовольствия? Ведь хорошие родители заботятся, в первую очередь, о счастье своего ребенка.

Правдива поговорка: «Нужно понять ребенка, который у тебя есть, а не того, которого тебе хотелось бы иметь».

Решая вопрос о свободном времени ребенка и его загруженности, нужно руководствоваться несложными правилами:

  • Всегда уважайте точку зрения своего ребенка.
  • Берегите его свободное время: обязательное и полезное обязательно настанет, но детство – на то и детство, чтобы узнавать мир по-своему и быть счастливым.
  • Стремитесь понимать своего ребенка, его увлечения и желания, стремления и мечты. Это поможет обрести самое главное – взаимопонимание с сыном или дочкой.
  • Помните, что главное – это желание ребенка, а не Ваше.

В конечном итоге самое важное для родителей – найти общий язык со своим отпрыском. И тогда вы вместе ко всеобщему удовольствию решите, что больше по душе ребенку: ботаника или футбол, танцы или астрономия. Чему-то Вы можете научить ребенка сами. Что-то он может узнать из книг или даже телепередач или кино.

Ребенок должен реализовывать себя, а не несбывшиеся мечты своих родителей.

Расскажи друзьям!

2 комментария to “Свободное время ребенка: надо или хочу?”

  1. Юлия Матвеева

    С одной стороны вроде бы все замечательно — ребенок занят до отказа, некогда ему всякими глупостями заниматься, мала вероятность что в голове дурные мысли появятся. Но с другой стороны — есть ли вероятность того, что в голове ребенка вообще какие-то мысли появятся? Ведь многим деткам и подумать некогда — школа, дом задания, муз. школа, дом задания, занятия языком, дом задания, спорт секция — вечная гонка,

  2. Polina Yureva

    Юлия, какие дурные мысли у детсадника, дошкольника и младшего школьника могут быть? Вот к подрастковому возрасту да, пустоты в голове занимает ветер, который может надуть все что угодно. А занимать ребенка надо, но без фанатизма. Ребенок должен получать удовольствие, а не проблемы в здоровье и психике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *